суббота, 12 мая 2007 г.

Интернет-банкинг в России

Постоянно увеличивающийся спектр банковских услуг, возникновение новых технических решений, рост клиентской базы и доверия населения к банкам изменяют требования кредитных организаций к информационным системам обслуживания клиентов. Распространение интернет-банкинга как одного из инструментов продажи банковских продуктов напрямую связано с поиском банков дополнительных конкурентных преимуществ в сфере работы с клиентами.
Темпы развития интернет-банкинга составляют в России в среднем 20—30% в год. На конец 2003 года порядка 150 российских банков (11,7% от общего количества банков России) оказывали полноценное интернет-обслуживание хотя бы для одной из групп клиентов. По итогам 2005 года уже более 350 банков предлагают услуги интернет-банкинга (то есть около 30% от общего количества банков РФ). Таким образом, рост интернет-банкинга с конца 2003 года по конец 2005 года составил более 130%.
По оценке аналитиков, на данный момент при работе с юридическими лицами практически 100% банков используют решения для классического банкинга («Банк – Клиент»), около 60% - для интернет-банкинга и около 20% - для телефон-банкинга. Системы дистанционного банковского обслуживания физических лиц сейчас применяют в среднем около 15 - 20% банков.
Продолжающийся рост розничного сегмента банковского бизнеса дает мощный толчок развитию интернет-банкинга. Именно дополнительные услуги в сфере дистанционного обслуживания клиентов стали одним из стратегических направлений деятельности банков, которые планируют занять значительные доли рынка розничных банковских услуг.
Использование Интернет-банкинга российскими банками
Как показало исследование «BusinessVision», из 30 крупнейших банков РФ, у 36% услуга Интернет-банкинга отсутствует для корпоративных клиентов, а у 65% - для частных клиентов.
Большинство банков предлагают юридическим лицам один интернет-сервис, за исключением банка УралСиб, Промышленно-Строительного банка, банка Петрокоммерц и Росбанка. Все исследуемые интернет-банковские системы для юридических лиц предоставляют оперативный доступ к различной необходимой в повседневной работе справочной информации, возможность отправления в банк сообщений свободного формата, получение детальной информации и выписок по состоянию счетов и операциям с ними. А совершать платежные и другие операции с корпоративными счетами позволяют лишь 90% систем.
Несколько различных сервисов для интернет-обслуживания частных лиц предлагают банки УралСиб (Интернет-Сервис-Банк для жителей Москвы, УРАЛСИБ+ для регионов и E-commerce для проведения платежей по банковским картам), Промсвязьбанк (PSB On-Line, а также PSB-Info, PSB-Retail для работы с карточными счетами), банка Петрокоммерц (Частный клиент ПКБ и Выписка Оn-line для обслуживания карточных счетов и) и ВТБ-24 (Телеинфо и Телебанк). Все программы интернет-банкинга для частных клиентов доступны через сайты банков с использованием оnline-соединения. 14% систем имеют только информационные функции, с их помощью нельзя управлять счетами.
Одновременно с интернет-банкингом идет активное развитие других направлений удаленного банковского сервиса: телефонного банкинга, WAP и SMS-банкинга. При этом различные формы удаленного обслуживания не конкурируют между собой, а во многом дополняют друг друга, предоставляя клиентам широкий выбор способов доступа к собственным банковским счетам.

Комментариев нет: