вторник, 16 октября 2007 г.

схема отмывания денег

Внешнеторговые операции

Схема отмывания грязных денег с использованием импортных операций выглядит следующим образом. Незаконные доходы перечисляются на счета подставных фирм, которые конвертируют рублевые средства и переводят валюту за границу как оплату импортных контрактов. За границей происходит дальнейшая манипуляция денежными средствами - их перечисляют с одного счета на другой, пока вывезенные капиталы не приобретут легальный вид.

Способы незаконного обогащения хорошо известны - это хищение кредитов, особенно государственных, обман партнеров, создание "пирамид", привлечение средств населения и крах банков, приватизация промышленности, торговли и многие другие. Те банки, которые в период первоначального накопления капитала очень бурно развивались, а в дальнейшем потерпели банкротство, на самом деле часть денежных средств просто вывезли за границу, спрятали. Затем эти денежные средства были пущены в законный бизнес за границей или в нашей стране.

Подставные фирмы, как правило, регистрируются преступниками на подложные паспорта, на иногородних граждан, часто на иностранцев. На их счета средства поступают на вполне законных основаниях от реальных организаторов махинаций. В дальнейшем эти фирмы "растворяются", а организаторы за неисполнение контрактов не предъявляют к ним никаких претензий. Эти фирмы создаются на очень короткий промежуток времени. Их деятельность попадает в поле зрения налоговых органов только через три месяца, когда наступает время предоставления отчетности. Налоговая инспекция может приостановить движение средств по счету, который к этому времени уже фактически не нужен, и поставить фирму в очередь на проверку. В поле зрения валютного контроля фирма попадает спустя шесть месяцев. Это срок, в течение которого фирма должна получить товар, уведомить уполномоченный банк и закрыть паспорт сделки. Из-за неотлаженности механизма взаимодействия между ГТК, Центральным банком, ВЭК сведения о нарушителях поступают значительно позже, иногда через год после совершения этой операции. К этому времени фирма давно прекратила свою деятельность, руководители скрылись, документы отсутствуют. В таких случаях проверить предприятие, наложить штрафные санкции нереально, а разыскать руководителей невозможно.

В силу указанных причин преступники часто используют эту схему и остаются безнаказанными. Хотелось бы подчеркнуть, что импортное пиратство осуществляется через уполномоченные банки, которые являются агентами валютного контроля. Служба безопасности этих банков может проверить подлинность документов учредителей фирмы, установить личность их руководителей, своевременно выявить незаконные сделки и, соответственно, принять меры или информировать компетентные органы. Но на банках пока еще не лежит обязанность сообщать компетентным органам о подозрительных финансовых сделках. На мой взгляд, для поднятия своего престижа и полноценного исполнения функций агентов валютного контроля банки должны сами выявлять и пресекать подобные операции.

В схеме с использованием экспортных операций используется поставка за рубеж товара своим, купленным или учрежденным фирмам. Как правило, поставляется сырье. Оно продается за рубежом, деньги к российской фирме не поступают, в Россию не возвращаются и, соответственно, за рубежом легализуются. В этих случаях также используют подставные фирмы, которые не жалко бросить через три месяца и открыть новые. А найти людей потом невозможно. Этот канал широко используется потому, что происходит занижение цен на экспортные товары. Сейчас существует контроль за определением качества и цены только стратегических товаров.



Фиктивные услуги и трансфер

Учреждение подставных фирм по подложным документам всегда связано с определенным риском. Поэтому махинаторы нередко используют схему перевода денег за фиктивные услуги. Эта сфера практически выпадает из-под валютного контроля, так как преступника можно поймать только в случае раскрытия всей схемы получения незаконного дохода до его легализации.

Часто применяется незаконный трансфер наличных средств, когда рубли сдаются в обменном пункте банка в России, а валюта получается за рубежом. Иностранцы, занимающиеся в России "челночным" бизнесом, получают значительные доходы от торговли ввозимыми товарами, но выручку, полученную в рублях или в валюте, они вывезти не могут, если она не была продекларирована. Поэтому учреждаются фирмы или банки с участием иностранного капитала или со стопроцентным иностранным капиталом. В дальнейшем схема очень проста: выручка сдается в обменный пункт или в эти организации как торговая выручка, а потом фирмы переводят за рубеж к себе на родину, в свои банки эту валюту по импортным контрактам. Как только начинается наша проверка, документация уничтожается или исчезает, иностранцы из России выезжают, местонахождение руководителей установить невозможно. Эта проблема будет оставаться, пока существует челночный бизнес.



Наличный оборот

С учетом ужесточения контроля за налично-денежным обращением и легализацией экономической жизни, в первую очередь теневого оборота, нарушители часто используют следующую схему обналичивания иностранной валюты. Российские предприниматели покупают или учреждают за границей фирмы, открывают в России их представительства или филиалы и переводят по импортным контрактам значительные суммы валюты на эти счета. И хотя представительства не должны осуществлять хозяйственную деятельность, они ею активно занимаются. При этом часть средств выплачивается иностранцам на командировочные и иные расходы, поскольку иностранные граждане на вполне законных основаниях могут получать наличную валюту. После обналичивания часть денег идет в теневой оборот или вывозится за границу.

Очень большое количество денег поступает в теневой оборот от внешнеэкономической деятельности предприятий - за счет манипулирования ценами, объемами получаемого товара, оформления на таможне одного товара вместо другого. В таких случаях значительно занижается уплата таможенных пошлин. Я думаю, что большинство ввозимого в страну товара идет с такими нарушениями. В России же товар реализуется по завышенным ценам, а полученная дельта плюс выручка от продажи неучтенного товара полностью или частично уходит в теневой оборот, уходит от контроля. Средства не выходят из теневого оборота, чтобы не платить налоги, чтобы не быть привлеченным к уголовной ответственности.

В конечном счете, разумеется, часть денежных средств все-таки легализуется. Один из вариантов - внесение денежных средств как личных трудовых вкладов в уставные фонды предприятий. Вносятся, как правило, большие суммы, но в несколько этапов. Аналогичным образом делаются вклады на депозитные счета банков, вклады в зарубежные банки, приобретаются акции и другие ценные бумаги. Иные способы легализации незаконных доходов связаны с определенными потерями. В случае, если фирма будет сдавать незаконные деньги как торговую выручку, ей придется платить много налогов: на прибыль, на заработную плату и т. д. Думаю, однако, что в настоящее время этот способ в России не используется так широко, как за рубежом. Прежде всего, видимо, в силу того, что у нас существует много других более простых способов легализации денежных средств.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что все схемы отмывания грязных денег осуществляются с использованием финансовых учреждений. Сотрудники банков знают о незаконных операциях, а иногда и являются их соучастниками. При таком количестве коммерческих банков, которые существуют в России, государственным организациям практически невозможно проследить все подозрительные сделки. Только объединив усилия всех государственных органов, уполномоченных банков и финансовых учреждений, можно пресечь волну незаконного оборота, которая существует сейчас в России.

Комментариев нет: